Обратите, пожалуйста, внимание, умеет ли он:
- самостоятельно одеться и раздеться, не забыв при этом где-либо свои вещи
- регулировать отправление естественных потребностей и при необходимости попроситься выйти в туалет
- регулировать свое поведение в зависимости от ситуации, в которой он находится, различать учебное и игровое взаимодействие
- адекватно выполнять данное ему задание
- задавать вопросы, если он что-либо не понял или не услышал
- объяснить, что ему нужно
- услышать и понять, что ему сказали
- принять самостоятельное решение и постараться обосновать его
- контактировать со взрослыми и детьми
Все вышеперечисленное понадобится ему уже в 1-м классе. Много? Да. Многие ли взрослые могут похвастаться тем, что требуется от первоклассника? Поэтому, уважаемые Родители, приготовьтесь к тому, что период адаптации Вашего ребенка к школе займет изрядное время (2-4 месяца) и потребует Вашего участия, помощи и терпения. При этом очень важно для чего ребенок хочет пойти в школу:привлекает его новый социальный статус, воспринимает он школу как новую игру, хочет ли узнать там что-то новое; принимает ли он не только права, но и обязанности первоклассника, воспринимает ли взаимодействие учитель-ученик как учебное. Если для ребенка важен лишь новый социальный статус, придется поговорить и поиграть с ним в людей различных профессий, обращая внимание на обладание людьми различных профессий профессиональных знаний и обязанностей (что будет, если пожарный будет ездить на красивой машине, носить каску и когда хочет, включать шланг, а пожары тушить не будет? Что важнее: название «пожарный» или то, что он делает?). Если игровой момент важнее, чем учебный, возможно, нужно побольше поиграть с ребенком дома, постараться четко разграничить сферы, где играют, а где - нет. Обратите, пожалуйста, внимание на то, как Ваш ребенок принимает «трудные» задания: пытается разобраться или сразу бросает, говоря, что не умеет или не получится. Это сложный момент. Постарайтесь найти время для того, чтобы вместе разобрать что-либо сложное для него, радуясь каждому самостоятельному шагу в поиске решения, чтобы человек поверил в свои силы. (Замечание в скобках: ошибка в школьном задании - это не трагедия, а указание на то, что где-то пробел. И, наверное, лучше заполнить пробел, чем тратить время на нервотрепку. И если упущено что-то совсем уж на Ваш взгляд элементарное, придется вздохнуть и разжевать это еще раз, убедившись, что ребенок понял и можетпользоваться этим знанием). Все вышесказанное относится к личностной готовности ребенка к школе. Далее поговорим об интеллектуальной готовности. Самым важным здесь оказывается не сверхбыстрое чтение или счет до миллиона, а умение учиться: добывать, усваивать и использовать полученную информацию, как словесную, так и на уровне невербального восприятия (конструирование, складывание фигур из различных деталей по образцу и т.д.). Возможные игры, в которые полезно поиграть:
«Сложи узор»
«Сложи квадрат»
«Танграм»
«Колумбово яйцо»
«Что изменилось»
«Найди такое же»
«Назови как можно больше слов на букву....»
«Закончи предложение»
«На что похоже?»
«Сложи картинку» - лучше нестандартно разрезанную открытку
«Сколько треугольников (квадратов, прямоугольников)?» - в сложной геометрической фигуре
«Продолжи ряд»
«Запомни и назови»
«Что лишнее»
«Назови одним словом»
«Составь рассказ по картинке»
и т.д. - все эти игры развивают память, внимание, мышление, воображение, речь. Для развития руки используются всевозможные обводки, штриховки, «дорожки» и т.п.
И наконец, хотя по большому счету ее нужно ставить на первое место, физическая готовность к школе: может ли Ваш ребенок без ущерба для здоровья выдержать режим выбранной Вами школы?
Удачи Вам и Вашим детям.